Правила 2018

В 2018 году в рамках проведения года Японии в России состоится Третий российско-японский конкурс поэзии танка.
Организаторы конкурса: Санкт-Петербургский государственный университет, Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургская ассоциация международного сотрудничества.

Цели и задачи конкурса:
• развитие и укрепление связей между Россией и Японией в области культуры и искусства;
• вовлечение в международную культурно-просветительскую деятельность представителей различных слоев интеллектуального сообщества;
• развитие творческих способностей участников конкурса;
• знакомство участников с историей и традициями японской классической поэзии, творчеством известных японских поэтов, представителей разных эпох и школ, приобщение к истории, культуре, обычаям и традициям Японии.

Условия и порядок проведения конкурса:
Участникам Конкурса предлагается написание стихотворений танка на заданную тему.
Тема Третьего конкурса — “ВСТРЕЧА”.

Японские мастера танка традиционно обращались в своем творчестве к теме встречи.
В традиционной японской любовной лирике отражено множество поверий, связанных с встречей: например, в средневековой Японии существовало поверье, согласно которому добрым помощником в любви может быть только ясная лунная ночь; в глухую, тёмную пору влюблённые не решались на встречу, так как считалось, что судьба им не благоприятствует.
Позднее тему встречи поэты стали трактовать уже не только как любовное соединение, но и как столкновение с новым опытом, знакомство с неизведанными мирами или открытиями. Таковыми, например, стали цикл европейских пейзажей в танка Ёсано Акико (1878-1942), написанных после посещения поэтессой Парижа, или русские мотивы и образы в танка Исикава Такубоку (1886-1912) и Токи Дзэммаро (1885-1980), написанные в период активного знакомства Японии с русской литературой.

Каждый участник конкурса имеет право представить в каждую секцию только одно стихотворение танка на русском или японском языке соответственно, ранее нигде не публиковавшееся. Произведения принимаются под настоящими именами, при желании дополнительно указывается псевдоним. Стихотворение должно состоять из 31 слога (чередование слогов 5-7-5-7-7) и соблюдать двустрофность построения.
В конкурсное задание входит использование одного или нескольких поэтических приёмов, характерных для японских танка (дзё, утамакура, макура-котоба, какэ-котоба (юкари-котоба), энго, хонка-дори, цуйку, повтор, сравнение, олицетворение, метафора, аллегория, гипербола). Помимо этого будет учитываться наличие дескриптивного или субъективного лиризма в выбранной стилистике произведения, певучесть, соответствие базовым правилам стихосложения танка, — цельный, синергетический результат сложения этих составляющих литературного творчества.

Состав жюри:
Аракава Ёсико, кандидат филологических наук, выпускница университета Саппоро, доцент кафедры японоведения СПбГУ.
Момиути Юко, доктор филологических наук. Выпускница кафедры русского языка факультета иностранных языков Университета Дзёти. Закончила аспирантуру на кафедре литературы Университета Васэда. Лектор университетов Васэда и Кэйо. Область научных интересов: сравнительное литературоведение, русская и современная японская литература.
Нечаева Мария Николаевна, филолог, преподаватель, внештатный научный сотрудник Института русской литературы Российской академии наук, редактор, сотрудник журнала «Вестник СПбГУ. Филология. Востоковедение. Журналистика».
Тада Котоми, вице-консул Генерального консульства Японии в Санкт-Петербурге, почетный член жюри.
Хронопуло Лиала Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры японоведения СПбГУ, специалист по японской литературе и японскому языку.

Критерии оценки:
В соответствии с традицией «Вакакухон».
1. Высшая ступень, высшая степень – это песни, в которых слово прекрасно и есть избыток чувства.
2. Высшая ступень, средняя степень – песни, в которых слово красиво и есть избыток чувства.
3. Высшая ступень, низшая степень – песни, в которых душа хоть и не глубока, но песня интересна.
4. Средняя ступень, высшая степень – песня, у которой и душа и слово в гармонии. Песня льётся ровно и гладко, задуманное излагается интересно.
5. Средняя ступень, средняя степень – песни, которые не назовёшь прекрасными, но и не скажешь о них плохого. Песня, сложенная как должно.
6. Средняя ступень, низшая степень. Это песни, в которых чувствуется интересный замысел.
7. Низшая ступень, высшая степень – это песни, в которых хороша только часть.
8. Низшая ступень, средняя степень – такие случаи, когда о певце не скажешь, что он вовсе не понимает душу вещей.
9. Низшая ступень, низшая степень – когда и слово не гладко и душа не увлекает.

Церемония награждения состоится в рамках проведения 17-го фестиваля «Японская весна в Санкт-Петербурге»; о дате, времени, месте и программе мероприятия победители будут оповещены заблаговременно.
Победителям, а также участникам каждой секции, отмеченным специальными решениями жюри, будут вручены дипломы, почетные грамоты и памятные призы.
Лучшие и особо отмеченные жюри танка будут напечатаны в сборнике «Собрание старых и новых песен» по итогам проведения нескольких конкурсов.
Контактная информация: http://www.tanka.spbu.ru
Будем рады ответить на Ваши вопросы по электронной почте: spb.tanka.kontest@mail.ru